SAM_008624 ноября 2015 года Экибастузский горно-технический колледж им. К.Пшенбаева посетила норвежская делегация во главе с Послом Королевство Норвегия в Республике Казахстан господином Оле Йохансом Берной. Гости ознакомились с историей учебного заведения во время посещения музея колледжа, а о дне сегодняшнем поведали во время презентации руководителя колледжа Шайхсламова К.Ш. С участием гостей и социальных партнеров колледжа прошел круглый стол «Возможности социального партнерства в подготовке квалифицированных кадров». Техническое и профессиональное образование Норвегии построена на тесном сотрудничестве между государственными органами и социальными партнерами на официальной и неофициальной основе. Законодательной основой взаимодействия между ними является Международная конвенция по организации труда. Конвенция устанавливает, что организации работодателей и профсоюзы должны влиять и участвовать в развитии профессиональной ориентации и подготовки. Социальные партнеры имеют своих представителей во всех важных консультативных и директивных органах на государственном и региональном уровнях. Благодаря такому широкому представительству социальные партнеры принимают непосредственное участие в структуре и содержании обучения, признания профессий, разработке учебных программ и др. Участие обучающихся в учебном процессе и оценке качества обучения определено законодательными актами по вопросам образования и подготовки кадров.

Посла Норвегии заинтересовал опыт внедрения дуальной системы обучения в учебных заведениях Павлодарской области. В работе круглого стола приняла участие руководитель отдела ТиПО управления образования области Есенова А.Н., которая проинформировала о специфике и направлениях работы в 49 учебных заведениях области по дуальному обучению, а также о реализации норвежского проекта подготовки рабочих кадров в нескольких колледжах области. Вся система образования Норвегии финансируется государством. Выпускники общеобразовательной школы имеют право получить трехлетнее среднее профессиональное образование, в том числе на базе почти всех гимназий. Большинство учащихся находятся в возрастной группе 16-21 лет. Обучающиеся могут выбрать одну из двенадцати общих программ и девяти программ ТПО по следующим отраслям: техническое и промышленное производство, электричество, строительство, пищевая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, здравоохранение и социальное обеспечение, дизайн, искусство и ремесла, медиа и коммуникации, обслуживание и транспорт. Обычно обучение длится два года в школе с практической подготовкой в школьных мастерских и короткой практикой на предприятии, затем два года формализованного обучения ученичеству и работа на предприятии или в государственном учреждении. Эта модель известна как «2+2». Другие программы реализуют модель «1+3», в рамках этой модели обучающийся один год обучается в школе и три года на предприятии (ученичество). В первый год в старших классах кроме общеобразовательных курсов преподаются курсы по введению в профессиональную область. На втором году студенты выбирают специализированные профессиональные курсы по конкретным про­фессиональным отраслям. В то же время студенты посещают практические занятия в мастерских и на предприятиях. Двухлетнее ученичество проводится только непосредственно на предприятии или в организации. По завершении вышеперечисленных программ выпускники получают сертификаты.

В ходе встречи состоялся обмен мнениями по вопросам прохождения стажировки и повышения квалификации на предприятиях инженерно-педагогических работников. Об особенностях организации повышения квалификации педагогов в Норвегии очень подробно рассказал руководитель компании «ProjektAssistance» Хелль Ховард Севарайд. У педагогов колледжа вызвал интерес возможность норвежских коллег проходить обучение на производстве с отрывом от основной работы в течение 6 и более месяцев и организации их социальными партнерами стажировки в самом учебном заведении, при предоставлении в их распоряжение самого современного оборудования.

В целом это была взаимовыгодная встреча в рамках изучения опыта системы ТиПО зарубежных коллег и международного сотрудничества.

SAM_0065

SAM_0072