28.12.2022 года в Экибастузском горно-техническом колледже имени К.Пшенбаева прошел семинар для педагогов колледжа на тему «Ты не один, мы вместе!».
Цель семинара: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 15 – 17 лет группы суицидального риска.
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — стремление к саморазрушению. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети…
На семинаре психолог Мухамеджанова Т.М. рассказала о том, что почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Чтобы ответить на этот вопрос, с коллегами обсудили общие причины суицида. Наиболее частыми причинами детских самоубийств (либо их попыток) становятся: ссоры с родителями, ссоры со сверстниками, несчастная любовь и другие причины. Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, в учебном заведении, группе); суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом. Отметили общие признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду: тревожно-ажитированное поведение, затяжные нарушения сна, депрессия, апатия, безмолвие, выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе, тяжело протекающий пубертат, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания.
Коллеги Умарова А.М. и Опабекова Г.Ж поделились опытом работы по профилактике суицидальных намерений в своих группах. Здесь они акцентировали внимание на том, что тесное сотрудничество со студентами и с их родителями дает положительные результаты.
В практической части семинара коллеги разобрали факторы суицидального риска и провели ряд упражнений и игр, направленных на профилактику суицидов.
В заключение пришли к выводу, что необходимо быть внимательнее друг к другу, уметь различать состояние подростков, находящихся в депрессии и своевременно оказывать им помощь.